a.music

Войти через uID

Interview with Joe Boyd

Интервью с Джо Бойдом 

 

Зачастую мы, слушатели, которые покупают диски и слушают музыкантов, чьи фамилии большими буквами появляются на передних обложках, но люди, кто стоит за всем этим, кто помогает артисту найти свою аудиторию, обеспечивает движение, помогает записывать им пластинки, они вот к сожалению, остаются за кадром. И Джо Бойд такой человек.

Сзади книги, которую написал Джо Бойд «White Bicycles», про самого автора написано следующее: «Первая полноценная работа Джо Бойда, он получил ее в 21 год, эта работа заключалась в том, что он впервые привез Мадди Уотерса в Британию, а в 1969, на следующий год, когда Дилан впервые выступил с электрогитарой в Ньюпорте, Джо Бойд был менеджером по сцене. Его первые сессия звукозаписи, в качестве продюсера, была первая запись Эрика Клэптона песни Crossroads, а год спустя он продюсировал первый сингл Pink Floyd, а также помог им выступить в своем клубе U.F.O, сердце психоделического Лондона в 1967 году.

А затем, с помощью Incredible String Band, Сэнди Денни и Fairport Convention, он организовал объединение под британским фолком и поп музыкой. Он открыл и продюсировал Ника Дрэйка.

Ему нравились шведские сочинители, авторы, которых он услышал во время путешествия в Стокгольм в 1970 году, за два года до того, как они создали ABBA. Но они достаточно понравились для того, что бы отклонить работу в Калифорнии, где он продюсировал звуковые дорожки, саундтреки к Deliverance и Заводной Апельсин, а также к фильму о Джимми Хендриксе».

Джо Бойд дал полноценное интервью, которое будет изложено ниже:

Ведущий: «Я знаю, что вы действующий специалист, и вы продолжаете работать, но вам посчастливилось начать в то золотое время для рок-музыки, в 60-е года, что-нибудь с тех пор изменилось?».

Джо Бойд: «Я никогда не был музыкантов, многие люди говорят, что если вы были продюсером, вы наверно стольких продюсировали, были инженером, но я не был ни тем, ни другим. Вот это изменилось. Сегодня создание записи это технический процесс, в 60-е это было большим событием, творческим, но зависит от точки зрения. Большинство классических записей, которые сегодня все любят, были созданы в студии, когда музыканты играли живьем. Тогда не было никаких инструментов, компьютеров, выступление было живым, просто выступление и потому все любят записи именно тех времен».

Ведущий: «Что значит быть хорошим продюсером, чем хороший продюсер отличается от плохого, кто такой продюсер, это друг, это тиран, диктатор. Кто такой продюсер? Хороший продюсер».

Джо Бойд: «Ну, Фил Спектор был хорошим продюсером, он все делал сам прекрасно и за музыкантов, и музыканты появлялись только тогда, когда все уже было готово, в последнюю минуту. Но продюсеры того поколения, к которому отношусь я – Пол Ротшильд, Алметр Тиггюн, Джерри Векслер, Дэнни Кордел, эти люди, которые имели идеи, как должна звучать музыка. Они слушали группы, их роль была ободрять, вдохновлять, воодушевлять, то есть продюсер воплощал в себе публику, при чем публику на величайшем концерте, который группа когда либо сыграет. 

В студии может быть очень скучно, задача продюсера побудить человека через комплименты, поощрения, любыми способами, что бы музыкант выдал лучшее на что способен».

Ведущий: «То есть они сначала изучают музыканта, а потом вытаскивают из него все лучшее?».

Джо Бойд: «Да, но я знал продюсеров, которые говорили, что лучшие записи были сделаны тогда, когда они впервые встретились с группой и в первую встречу были сделаны лучшие записи».

Ведущий: «Но это заслуга продюсера или группы?».

Джо Бойд: «Ну, молодцы и группа, они же музыканты, но запросто хорошая группа может записать плохой диск. А плохая группа хороший диск никогда не запишет. Как представитель профсоюза продюсеров, всегда я возражал против того, что говорил Малкольм Макларен, что Sex Pistols группа так себе, а он молодец. Он протолкнул эту фишку, насчет панк рока, хотя понятно, что Джонни Роттен отличный вокалист».

Ведущий: «Вам нравятся Sex Pistols?».

Джо Бойд: «Да».

Ведущий: «В принципе же вы начинали как продюсера фолк? Но вам удалось записать и психоделическую группу, как помог пытались сделать многие. Норман Смит, даже в вашей студии. Но как-то у них не очень получалось, как же получилось, что вы, фолк продюсер так почувствовали психоделическую музыку, откуда это чувство?».

Джо Бойд: «Я никогда не думал, что являюсь фолк продюсером. Но я продюсировал фолк, потому что работа со многими фолк музыкантами мне нравилась. В тоже время, когда я работал с Incredible String Band, я записывался с Клэптоном, с Pink Floyd, Fairport Convention в самом начале была скорее рок-группой».

Ведущий: «Значит, это было легко переключатся с жанра на жанра?».

Джо Бойд: «Для меня инстинкт был необычным талантом».

Ведущий: «Значит, вы почувствовали в Сиде Баррете эту необычность?».

Джо Бойд: «Все многие музыканты с кем я работал, словно одна часть моего мозга и когда на них смотришь, думаешь вот это талант и возникает желание работать с ними».

Ведущий: «Но, если возвращаясь к Сиду Баррету, вам было тяжело работать с Сидом Барретом?».

Джо Бойд: «Вообще не было трудно, он был полон идей, был очень яркий, в то время, когда я с ним работал, с ним работать легко».

Ведущий: «Нравится ли вам Alex Harvest Band?».

Джо Бойд: «Я никогда не был большим фанатом, но не могу сказать, что слышал много записей».

Ведущий: «Джо, ты сказал, что у тебя есть история по поводу группы Fairport Convention и их альбома In Hell For Breaking».

Джо Бойд: Трек с этого альбома стал единственным хитом в карьере Fairport Convention. Пели всегда Fairport Convention песни Дилана и наконец певица Сэнди Денни устала петь песни Дилана и сказала, что она и ее друг за ночь переведут песню на французский и споют ее».

Ведущий: «Не указан автор, который переводил, в авторах указан только Дилан».

Джо Бойд: «Это потому, что менеджер Дилана не позволил, что бы какие-то роялти попали переводчику. Они хотели что бы там, как  положено звучала стиральная доска. Но поскольку у них не было стиральной доски, то взяли пластиковые стулья, которые ставили один на другой, получается такая стопка. И он палочками проводил по ряду.

На стульях была поставлена бутылка из под молока, бывают на ударных установлено что-то типа cow bell, и по ней ударник тоже играл.

Мы пытались, сделали много дублей, искали правильный звук, скрипач тоже разучивал песню и вот наконец-то наступило такое волшебство в студии, все было записано идеально и в самом конце песни должен был ударить по этой бутылке молока. Она упала на пол и разбилась вдребезги.

И я как умалишенный прибежал к стеклу у комнаты управления, и начал жестикулировать – играйте, играйте дальше, бутылка разбилась абсолютно в ритм.

Я люблю этот момент в записи, который никогда не возникнет в специальных условиях».

Ведущий: «Возвращаясь к Дилану, очень интересно задать вопрос о фестивале в Ньюпорте 1965 года. Это был фестивали, когда Дилан впервые выступил с электрической группой, с электрическими инструментами и вы тогда были сценическим менеджером. И очень много споров по поводу того, что произошло тогда. Потому что аудитория, некоторые говорят, что аудитория начала шуметь, некоторые говорят, что аудитория не шумела. Некоторые говорят, что это было потому, что Дилан играл электричество, а некоторые говорят потому, что просто был плохой звук. Что вы думаете об этом?».

Джо Бойд: «Я думаю, что звук был хороший. Но звук был громче, чем что-либо кто-либо слышал. Многие закрывали уши и жаловались, что слишком громко. Но важнее было столкновение идеологий и поколений. Организаторы фестиваля в Ньюпорте, многие были члены коммунистической партии, или бывшие члены компартии. Они полагали, что фолк музыка – это музыка народная. И Пит Сигер был убежден, что любая песня должна быть такой, что бы ее смог спеть любитель сидя у огня. Что бы были запоминающиеся слова и мелодия. Пит Сигер любил раннего Дилана, акустического, потому что он писал прекрасные песни о несправедливости, войны, мире, но в 1965 году все изменилось. Он стал писать песни очень личные, может быть даже под влиянием наркотиков, что было шокирующим для политиков. И последним оскорблением, нанесенное более старшему поколению, он играл эти песни громко на электрической гитаре с ударными. Вот эта легенда, что Пит Сигерс стоял с топором пытаясь обрубить провода электричества – он точно этого не делал. Несколько месяцев спустя он дал интервью и сказал, что если бы у него в руках был топор, он бы обрубил провода».

Ведущий: «Скажите о работах с Мадди Уотерсом и Джоном Кэйлом».

Джо Бойд: «Это вопросы, держатели для книг, то, что вы ставите с одной книжной полки и с другой, что бы все книги на полке не попадали. И тоже самое Мадди Уотерс и Джон Кэйл – это подставки для книг на книжной полке. Но они оба прекрасные музыканты. Мадди Уотерс был человеком исполненным чувством собственного достоинства, рядом с ним я чувствовал себя маленьким мальчиком. Он был сильным и очень тихим, и работа с ним в его туре была одной из самых пиковых моментов работы с музыкантами для меня.

Но даже на этом нисходящем пути были все равно какие-то всплески, один из них это работа с Джоном Кэйлом. Он прибыл в Лондон, что бы работать со мной в записи певицы Нико. Когда он был в Лондоне, во время работы над этим диском он посмотрел на все пленки в студии и сказал: «А что это за другие проекты над которыми ты работаешь, на что это похоже, поставь мне что-нибудь».

В конце концов мы поставили ему записи Ника Дрэйка. И он просто стал одержим. Он сказал: «Кто этот парень? Где он? Где он прямо сейчас?». Я сказал: «Думаю, что он дома. У себя в квартире».

Он сказал: «Дай мне адрес. Я туда ему».

Я позвонил Нику и спросил: «Знаешь кто такой Джон Кэйл?». Он сказал: «Да, мне кажется, что знаю».

«Так вот, он в такси, через 15 минут будет у тебя, перед дверью твоего дома». И с тех пор была тишина и на следующее утро я с друзьями записывали Нико. Но в десять часов утра позвонил Джон Кэйл и сказал, что «мне нужен огромный набор инструментов к 12 часам у студии».

Я сказал, что мы же вроде микшируем записи Нико, он сказал: «Да брось ты это все, мы будем записывать Northern Sky и Fly. Это две любимые мои записи».

Ведущий: «Джо, раз речь зашла о Нике Дрэйке, было бы очень интересно услышать от вас пару слов о том, что это был за человек. Ник Дрэйк был сложной личностью. Он практически отказывался выступать с концертами и который в 1974 году  фактически покончил с собой, приняв дозу снотворного. Что был за человек Ник Дрэйк и как с ним было работать?».

Джо Бойд: «Он очень скромный, но с ним было очень хорошо работать. Он был прекрасным музыкантом. Люди, которые знают о нем, или его песни, его голос. Он был фантастическим на гитаре. Но если вы послушаете гитарные какие-то вещи и сравните с другими акустическими гитаристам, то он стоит выше всех».