a.music

Войти через uID

Subculture: Mods, Teddy Boys, Rockers

Субкультуры: Моды, Тедди Бои, Рокеры

 

Сейчас пойдет речь немного не о тех, кто пишет ту или иную музыку, имеющую то или иное отношение к панку, а о тех, кто ее слушает. О разных жителях Великобритании, тедди бои, рокерах, модах и скинхедах. Все это были звенья одной цепи, а панки были следующим.

Речь пойдет о молодежных движениях в Англии до панковского времени 50-60-х годов.

Вообще панк движение в Англии носило принципиально другой характер чем в Америке, если в Америке это было музыкальное направление, просто которое не носило в себе каких-то единых черт, признаков. Это было просто движение в музыке, совершенно разные группы такие как Патти Смит и Ramóns, примыкали к этому движению и это не сопровождалось, в основном, стилями одежды, стилем поведения, то в Англии панк превратился в то, что называется субкультура, некий набор ценностей, порядков и обычаев, существующих в рамках какой-то одной обособленной группы людей. И в Англии панк рок не был сугубо музыкальным явлением, скорее социальным, и если говорить о панке, то нельзя этот аспект замалчивать, а если говорить о социальных аспектах, движениях, то нужно разобраться, что в Англии, в этой области происходило до того.

И, оказывается, что Англия удивительным образом оказалась склонна ко всяким движениям или к образованию субкультур.

Конечно, в Америке тоже были движения, но их было меньше чем в Англии, где движения отложили весомый отпечаток, в том числе и на музыку.

Можно много говорить о том почему в Англии было так много движений, на этот счет написано много книг, одной из точек зрения, близкой к истине, является, что Англия была более консервативна чем Америка, потому что в обществе в Америке можно было все. А в Англии, особенно послевоенной, было очень консервативное общество. Тем более у Англии тянулось еще имперское наследие.

Но послевоенное время, это имперское наследие, не очень-то совпадало с жизненными реалиями.

Жили простенько, как-то так, и в тоже время им толкали про королевства и империю и что нужно соответствовать своим предкам.

Естественно, все, это у молодого поколения рождало протест, который и проявлялся, в первую очередь в виде молодежных движений.

Можно даже сказать, что это одно и тоже, повторяющееся в разные поколения.

Все движения о которых пойдет речь смогли существовать параллельно или нет, влиять друг на друга, одни и те же элементы могли по разному в разных частях страны, обычаи, могли отличатся, то есть все это очень условно. Поэтому придется условно обобщать, а начнем мы с первого послевоенного движения, которое получило название тедди бой.

Писалось о том, что молодые The Beatles до того, как стали известными, были тедди боями. И многие говорят, что тедди бои вообще стали первым молодежным движением в Англии, и все это произошло во многом потому, что после войны, когда страна пришла в себя, у молодого английского поколения появились деньги, чего раньше не было. Страна начала богатеть и молодые люди начали себе больше позволять, они могли себе позволить одеваться, почти так как они хотят, делать так, как они хотят. И они воспользовались этой возможностью для того, что бы насолить старшим.

И таким образом родился стиль тедди бой, который очень многих взрослых людей в Британии шокировал и раздражал. Откуда все это появилось?

Дело в том, что в конце 40-х годов в Англии, в высших слоях общества стал популярен новый стиль одежды, который на самом деле был хорошо забытым старым, как это бывает в моде. Стиль назывался эдвардианский и он во многом воспроизводил парадный стиль одежды англичан начала XX века, когда правил Эдвард VII, после Виктории и молодые и не молодые люди одевались в очень красивые, роскошные бархатные пиджаки. Это все возвратили и высший британский класс начал во все это одеваться, естественно, молодым тоже хотелось одеваться так и они тоже пытались заказывать в ателье у портных такие пиджаки, костюмы. И эдвардианский стиль, стал одним из составляющих тедди бои, а другая составляющая пришла из неожиданной географической точки, из Америки, где в начале 40-х был другой стиль, который назывался zoot suits, эти костюмы часто встречаются в старых американских фильмах, это опять же пиджаки, но очень широкие в плечах, почти карикатурно, и сужены в талии. При этом одевалась шляпа с широкими полями, брюки мешковатые, которые карикатурно свисали мешками и феерические расцветки, и этот стиль впервые в Америке взяли мексиканские эмигранты, которых американцы называли пачукос, и эти мексиканские мигранты были вторым сортом, и они хотели сказать свое «фи» большинству населения. Этот стиль тоже бесил американцев, как и стиль тедди боев бесил англичан, но этот стиль проникал в американское массовое сознание потому, что в фильмах, афишах, все это было. Все это наверно носили разные бандиты, но потом это начало проникать в приличные слои общества и почти так стали одеваться разные сыщики, суперагенты в американских фильмах, которые показывались активно Англии. И музыканты, джазмены.

В результате в Англии, молодые люди глядя на это пытались все это скрестить, и вот этот роскошный эдвардианский стиль смешался со стилем уголовных элементов, мексиканских эмигрантов – zoot suits, в результате получилось ни то, ни другое, а какие-то тедди (на фото).

И в 1953 году одна из британских газет, примерно с таким заголовком что «молодые люди призывного возраста отзываются на «тедди». И в газете сообщалось, в частности, что «в Лондоне появились так называемые тедди бои» и что «это новое подростковое поветрие основанное на стиле одежды. Их философия – одевайся в эдвардианском стиле и будь счастлив».

Далее газета спрашивала: «На кого же похожи тедди бои?». И отвечала: «Большинство из них простые работающие ребята, с одной особенностью, эта особенность которая отличает их от сверстников, является то, что они готовы заплатить 20 фунтов за пальто, с радостью! Те же деньги они заплатят за костюм, не моргнув глазом. Их одежда должна до мелочей соответствовать тому, что диктует эта мода, эта молодежь готова отказаться от многих вещей важных для их сверстников ради того, что бы одеться в яркие, броские, претенциозные фасоны, что были популярны в начале века».

И газета продолжала: «Большинство этих людей зарабатывает порядком 5 фунтов в неделю».

Конечно, тедди бои сейчас ассоциируются с рок-н-роллом, но в начале 50-х рок-н-ролла не было ни в Англии, ни в Америке, слушали танцевальный джаз, свинг и смотрели американские фильмы.

Тедди бои от мексиканцев унаследовали мешковатые брюки, которые свисали, чуть позже эти брюки сменились на наоборот, крайне обуженные брюки-дудочки, такие брюки позже стали использоваться многими субъектами, даже панками, достаточно вспомнить Джонни Рамоуна. Потом у них был элегантный пиджак, именно английского вида с очень длинными полами и с очень выразительными боковыми карманами и здоровенными манжетами, пиджак свободно свисал, болтался и в талии никаким образом не был обужен. Галстук бабочка был у ранних теддов, потом заменился на узкий галстук, напоминающий ленточку или веревочку, которая называлась slim jim и ботинки на толстой каучуковой подошве, которые назывались brothel creepers и в некоторых случаях была цепочка или цепь.

Вскоре оказалось, что многие из этих тедди боев, может быть насмотревшись гангстерских фильмов американских, может быть они изначально были асоциальными элементами, они начали затягиваться в пучину криминала, образовывались банды тедди боев, наиболее радикальные элементы и были даже некоторые убийства.

На самом деле их было не так много, может быть столько же сколько происходило среди молодых людей, которые не были одеты в пиджаки, но, естественно, английская консервативная пресса, она сделала из этого такой шум и нация была в шоке. И вскоре к тедди боям начали применять какие-то санкции к 1954 году, и известно что ассоциация танцевальных залов, то есть Bow Room сообщало: «Людям одевающим брюки дудочки, драповые пиджаки, ботинки на толстой каучуковой подошве, следует воспретить вход в залы, потому, что этот вид эдвардианского нарядов обычно является признаком проблем».

В феврале 1954 года людям в драповых пиджаках запретили вход в кинотеатр New Week в Эдинбурге, а так же вход в танцевальный зал района лейтонстоун в Лондоне.

В июне 1954 года, молодежный совет саут-энда тоже наложил запрет на появление людей в определенной одежде в общественных местах. Танцевальные залы городов Баттл и Сант-Хелен запретили также вход. А в августе и сентябре 1954 года, кинотеатры городов Дерби и Бристоль наложили запрет на появление тедди боев.

А газета Portsmouth Evening New писала: «Они представляют собой угрозу обществу, в большинстве случаев они ориентированы на создание вреда и разрушения, уже давно пора применить к ним решительные меры».

Но дальше было хуже потому, что в году 1955-1956, на Англию свалилась новая, американская, напасть, которая называлась рок-н-ролл. И важнейшим событием стало визит Билла Хейли в 1957 году в Англию, после чего все тедди бои взяли на вооружение прически в стиле Билла Хейли, многие стали даже не копировать его завитушку на лбу, с огромной залысиной, а сразу ставить кок, как у Элвиса. И порядка в стране от этого не прибавилось, его песня Rock-n-Roll the Clock звучала в культовом фильме поколения Blackboard Jungle.

Вот воспоминания настоящего тедди боя о его типичном вечере в 1957 году, свои воспоминания он опубликовал на портале «Teddy Boys Reunited», его зовут Джэймс Кловер, вот что он пишет: «Если вам позволит возраст обратите свои мысли на 50 лет назад, представьте что вы снова живете в Фартинге 50-х, теперь выберите год, пусть это будет 1957 и позвольте мне пригласить вас провести типичную субботу с 16 летним мной, в те самые времена.

К этому моменту мой папа ушел в отставку из полиции и мы переехали с виктории-роуд на парк-роуд в дом под названием Спрингфилд. Это типичное здание в псевдотюдорском стиле, короче заходите. Пока я буду готовится к вечеру в городе. Первое что нужно сделать, это погладить мои дудочки и воротник рубашки, складки брюк должны быть острыми как лезвие, а воротник надо крахмалить и утюжить, что бы он стоял торчком как у настоящих эдвардианских рубашек. Это очень важно, но не для того, что бы следовать моде, как некоторые думают, а для того, что бы скрыть прыщи, которых у меня более чем достаточно.

Мой костюм это подшитый пиджак смокинга, приобретенный в сэконд-хэнде неподалеку от кафе Риверсайд, вы наверно представляете себе материю какого-нибудь яркого цвета, желтого или небесно голубого, но такие вещи появились только у 70-х и были крайне редкие в 50-е, по причине изрядной дороговизны. Для тех же кто мог себе что-то позволить пиджаки были, как правило, серого или черного цвета, с подшитым вельветовым воротником. Если говорить об обуви, то это конечно будут черные brothel creepers с подошвой из натурального каучука, как минимум в дюйм толщиной, носки будут или шокирующего розового или желтого цвета. Иногда белого.

Последний штрих, проверить аксессуары, которые я ношу с собой. Они исключительно для вида и я их использую редко, если вообще использую.

Сейчас полседьмого вечера, я полностью экипирован и готов двигать в город. Пунктом нашего назначения, я думаю будет Streets Café на шербрид стрит, там мы встречаемся с бандой, оттуда, возможной пойдем в кинотеатр Regal, хотя я думаю к 1957 году, нам, возможно, уже запретили вход туда. И конечно, мы называемся «Тедди из Фордин Бриджа», «пестрая шайка», как кто-то возможно скажет. Хотя мы не особо жестоки и просто хотим поразвлечься, просто иногда мы защищаем нашу территорию от более серьезных банд из Солсбери и Рингвуда, честно говоря с разной степенью успеха. Как бы там ни было это нам нравится и удерживает нас на улице.

Большинство из нашей шайки члены местного отделения военного резерва. И мы также ходим на секцию бокса, но этот вечер мы решили провести в кафе. Миссис Стрит очень милая женщина, но совершенно не выносит наших глупостей, она крупная женщина среднего возраста без единой морщинки и с привычкой упокаивать свой пышный бюст на любой ближайшей поверхности, подходящей для этого. Из jukebox проистекает голос Роя Орбисона, уверяющего нас, что только тот, кто одинок знает каково ему этим вечером. Пол Анк уверяет Дайану, хотя он ее сильнее и старше, она должна остаться с ним потому, что он ее любит, а братья Эверли снова и снова пытаются разбудить маленькую Сьюзи после того, как она заснула на свидании и обнаруживает, что у них серьезные проблемы. Вполне вероятная история.

Что же касается нас, то девушки конечно же присутствуют в нашей жизни, но в те дни прогулка под ручку и поцелуи в губы считаются нашими родителями пожалуй слишком большими вольностями. Прогуляешься эдак по крупной улице вроде мэроу лэйн, так сразу начнут спрашивать когда свадьба. Эта такая невинность, такие простые радости. Откуда же нам знать, что лет через десять подобные вещи исчезнут навсегда».

Нужно отметить, что кроме криминальных элементов, среди большинства тедди боев встречались простые ребята, которые ходили вечером в кафе. Иногда вечером сражались со своими сверстниками, но это были совершенно не криминальные элементы.

В этом плане еще интересны воспоминания Джона Леннона, который говорит про свою бытность как бы тедди боем, он говорит следующее: «В художественном колледже все принимали меня за тедди, со временем я стал одеваться несколько скромнее, но все равно под тедди. На самом деле я был не тедди, а рокер. Тедди я только притворялся, доведись мне встретить настоящего тедди с цепями и его шайкой, я бы сразу со страху наделал в штаны».

Культура тедди боев существовала довольно долгое время и периодически с ними проистекали всякие revival. В 70-е годы, когда появились панки тедди бои стали одними из самых страшных и серьезных их врагов.

Песня Slim Jim Tie Терри Уэйнса посвящена тому самому галстуку slim, в этой песне поется об одном парне, который ходит на танцы и очень броско и ярко одевается, на самом деле это никто иной, как тедди бой.

Многие из теддов, плавно перетекли в другую молодежную культуру, которая существовала в Англии и называлась рокеры. Которая неразрывно связан с мотоциклами, но тоже не всегда, как показывает опыт.

Если тедди бои старались одеваться ярко, броско, они старались всячески скрыть свое рабочее происхождение, то рокеры своего рабочего происхождения не скрывали, они не стремились отличатся друг от друга, как это делали тедди бои. У всех тедди были разные пиджаки. Разного цвета носки. А рокеры одевались достаточно одинаково и у них был объединяющий их всех элемент, который назывался мотоцикл. Дело в том, что в послевоенное время в Англии мотоцикл был довольно популярным средством передвижения. Во-первых это было и дешевле, и молодые люди могли себе это позволить, а во-вторых дороги в Англии были такие, что зачастую на мотоцикле было лучше ездить.

И мотоциклетная британская индустрия в это время переживала настоящий подъем и появились отличные модели среди моделей были такие BSA Gold Star, Triumph Tiger, особенно 110 модель. Velocette Venom, и особенно Northern Dominator с коляской.

И многие из молодых людей могли себе купить мотоцикл. Но было еще одно интересное событие.

В 1953 году в штатах на экраны вышел фильм Ласло Бенедека, с Марлоном Брандо в главные роли, который назывался Wild One или Дикарь.

Марлон Брандо раскатывает там на Triumph Tandem Bird модель GT. Это культовый фильм для рокеров и для любых людей, которые увлекаются мотоциклами. Потому, что это первый в истории и, может быть лучший, фильм о мотоциклетной банде. В нем показано, как на несколько дней мотоциклетная банда захватывает небольшой провинциальный, американский городок и что из этого происходит.

Марлон Брандо играет главаря этой банды, там есть классическая первая сцена, где пустое загородное шоссе, где никого нет и вдруг вы вдалеке слышите отдаленный нарастающий звук мотоциклов. И появляется мотоциклетная банда, они все в черном, в черных очках, кожаных куртках. Их лица фактически непроницаемы. И классическая фраза, когда один из обитателей городка спрашивает у одного из рокеров: «Против чего вы бунтуете?». А Марлон отвечает: «А что у вас есть?».

В Англии фильм был запрещен к показу в течении 14 лет. Первый показ состоялся в 1967 году, но тем не менее, видно он каким-то образом проникал в массы и все это впитывалось. И по поводу музыки. Которую слушали рокеры, это были уже не … персонажи в пиджачках типа Бадди Холли, это были уже более крутые рокеры типа Элвиса, Эдди Кокрана и, особенно, Джина Винсента, который был настоящим рокерским героем.

Еще один культовый фильм для рокеров это Rebel Without Cause, с Джеймсом Дином, который рано погиб и стал супергероем для рокеров.


>> читать дальше