a.music

Войти через uID

Кожаные куртки впервые стали носить во время второй мировой войны, и все эти послевоенные ребята – рокеры, те, кто были в фильме Wild One, взрослые ребята, они в кожаных куртках именно потому, что многие из них либо вернулись с войны, либо каким-то образом были с этим связаны. Эти куртки носили летчики, носили с шарфом.

Что носили рокеры? Открытый шлем, защитные авиационные очки, иногда вместе шлема была фуражка, джинсы, очень простые модели ливайс sut-sut, голубые, синие или черные. Кожаные штаны были популярны. Высокие мотоциклетные ботинки, назывались Lewis Leathers или замшевые ботинки, те же brothel creepers.

Рубашки, которые назывались Dedio, это рок-н-рольные рубашки, характерные, стильные с короткими рукавами. Они одевались под кожаные мотоциклетные жилеты, жилеты и куртки старательно украшались, запонки. Нашивки, булавки и частенько бляха фирмы Esso, которая производила масла и горючее, бляха с надписью Gas Man. Это было очень круто.

Конечно белые шелковые шарфы для защиты от ветра и дождя. И рассказывают, что для того, что бы вас взяли в рокеры нужно было пройти обряд, он в разных местах варьировался, но зачастую нужно было на своем мотоцикле проехать сто миль в час. Сто по-английски – ton. И отсюда происходит английское название этих ребят Ton a Boys.

Вот что говорил один рокер: «Ты должен сделать это однажды, конечно не нужно ехать со скоростью сто миль в час всю дорогу, но хорошо просто знать, что ты сделал это однажды, знать, что твой мотоцикл способен на это. Раз он это однажды смог.

Ton не делают на ровном отрезке загородного шоссе, ее не делают на северной кольцевой или на М1, сотку не делают при свете ясного дня, когда нет никакого движения, а асфальт сухой. И казалось бы, что сотку уж точно не должны бы делать ночью. Когда можно просто сгореть. Воздух будет влажным и дальний свет не очень хорош при скорости более 67 миль в час, особенно если на дороге будут грузовики и машины всех размеров, но именно тогда приятель и нужно делать сотку, должна быть какая-то история, которую ты потом будешь вспоминать и рассказывать своим друзьям, и эту сотку нужно сделать хорошо».

Рокеры категорически не любили наркотиков и всякие вредные вещества и по этой причине рокеры, они стали так называться в начале 60-х годов, ненавидели, может главных своих врагов – модов.

Битники – это, в первую очередь, американское явление, такая интеллектуально утонченная молодежь, иногда даже люди среднего возраста, которые слушали джаз, была поэзия битников – Аллен Гинзберг, Кэррадайн. Это интеллектуальная культура, которая в своем роде тоже выражала протесты против устоев общества, но они были в основном в Америке.

Моды же оказали едва ли не самое сильное влияние на панков.

Все, как всегда упирается в Великобританию конца второй мировой войны.

Премьер-министр Макмиллан в 1957 году сказал, что «дела у нас никогда не шли так хорошо» и это в каком-то смысле относится к той ситуации, которая повлияла на возникновение уже упомянутых выше тедди боев превратившихся в рокеров и модов. Поскольку у молодежи впервые в Британии появилась возможность зарабатывать достаточно неплохие деньги, при этом жить по прежнему с родителями и все заработанные деньги тратить исключительно на себя, в некоторых книжках и статьях., можно встретить воспоминания … движения модов, которые говорили о том, что «в отличии от нынешней молодежи мы и не думали ни о пенсиях, ни о будущем, мы зарабатывали деньги и тут же их тратили на том, что нам было нужно и интересно». А вместе с тем, при этом эта же самая молодежь в 1960 году была освобождена , раз и навсегда в Великобритании. От всеобщей воинской повинности. Между прочим очень важная вещь, даже когда читаешь воспоминания ливерпульских музыкантов о тех временах, когда The Beatles еще не были The Beatles, постоянно в составе каждой группы каждый год создавалась пробоина, когда кого-то вырывали и отправляли служить. После чего человек уже не мог вернутся в ту среду из которой он уходил , он начинал жить взрослой жизнью.

А в 1960 году, те люди, которые заканчивали школу либо были вынуждены уйти из школы, либо не могли позволить себе получить дальнейшее образование, над ними перестало висеть это, вместе с тем они могли зарабатывать деньги и чувствовать себя достаточно свободно для самовыражения.

Начнем с того, что первыми модами были вовсе не моды. А модернисты, а модернистами они были по одной простой причине, потому что они слушали modern jazz, в противовес традиционному жанру, который в огромном количестве играли всякие оркестры.

И первые моды были далеко не представителями низов или дна, это были очень даже молодые люди из обеспеченных слоев среднего класса, которые получали образование в университетах и неплохих колледжах, и в смысле стиля. Тянулись за своими французскими соседями, они копировали стиль одежды у французских студентов, ходили в те же кафе, которые ходили французские студенты, и заглядывали через Ла-Манш на континент и на континенте имело место быть французское кино новой волны, итальянская мода. Собственно если говорить о кино, то классический фильм с Аленом Делоном «На Ярком Солнце», это первая известная экранизация классического романа Патриции Хайсмит «Талантливый Мистер Рипли».

И вот там, если посмотреть на молодого Алена Делона, на то, как он одет, на его светло зауженные брюки, туфли, водолазки и джинсы. То в этом образе и можно увидеть мода высокого полета, того мода, который потом стал называться тузом, Ace, и были еще разные другие названия.

Это был достаточно космополитичный стиль, помимо джаза, модернисты слушали еще, с другой стороны Атлантики, они слушали ритм-н-блюз и соул, причем и эта тенденция сохранилась на протяжении первой половины 60-х годов. Когда уже существовали привычные моды, которых можно увидеть в фильме «Квадрофения». И во многих других документальных и художественных источниках.

Тенденция была такой, что даже если оригинальная ритм-н-блюзовая или соул вещь не была крупным хитом, она все равно проникала в эти круги и жила своей собственной жизнью, на нее создавались каверы, уже потом когда появились модовские группы, ее слушали, любили, ценили, уважали. В частности, классический пример незаметного проникновения, композиция, которая при своем выходе в 1963 году была очень маленьким хитом, практически прошла неизвестной, но тем не менее на нее делали кавера модовые группы и она была широком известна в соответствующих кругах, эта композиция The Harlem Shuffle – дуэта Bob and Earl.

Материал для фильма «Квадрофения» был написан отчасти широко известным лондонским модом Айрес Джеком – Джеком Лайнсом, который очень крепко ассоциируется с группой The Who. А часть, и основой «Квадрофении» послужили воспоминания, тоже топового мода и некоторые время менеджера The Who, (когда они еще назывались High Numbers, по его наводке) – Питера Мидона.

Из групп модами были Small Faces, Creation, Birds, которые известны тем, что там начинал свою музыкальную карьеру Рон Вуд.

The Who же были не простыми модами, начинали они как кавер группа, играли все от The Beatles заканчивая Джонни Кидом, играли в основном рок-н-ролл, в частности Джон Энтвистл в юности вообще считал себя ближе к рокерам, но когда Мидон вышел на The Who, которые уже получили это название, и почувствовал какой-то потенциал, а он был креативным, то Таунсенд, как человек увлекающийся и способный впитывать в себя идеи и атмосферу, преображать ее и выдавать на выходе квинтэссенцию идеи, он увлекся самой идеей модов, самой атмосферой. Он ходил по самым популярным, лучшим клубам модов, он одевался как мод, он начал чувствовать себя модом, а не просто копировать танцевальные движения. И три песни 1965 года, в которые можно включить My Generation; Anyway, Anyhow, Anywhere; I Cant Explain, эти три сингла, это квинтэссенция чувств мода, молодого человека, который пытается самовыразится, но не находит для этого адекватных средств. То есть модами в принципе The Who не были, какое-то время они были рупором модов, а Small Faces действительно были модами. Это была музыкальная группа вышедшая из модов, но и те и другие, следовательно того, что их талант выходил за пределы следования какому-то определенному стилю, (тем более не только стилю музыкальному), они от этого отошли.

И вообще среди настоящих британских модов довольно косо смотря на Small Faces и The Who. В отличии от того, как на них смотрят масс-медиа.

Они не воспринимаются как предатели, так как по сути им и предавать было нечего, все просто смеются над идеей того, что они могли повлиять на модов, наоборот, моды повлияли на The Who и Small Faces.

В модовской музыке были довольно определенные, четкие черты, хотя изначально, чем моды отличались от многих других молодежных течений. Они не были ориентированы на личности исполнителей. Они были исключительно ориентированы под то, что бы слушать музыку и под нее танцевать, демонстрируя при этом, свои замечательные, зачастую сшитые на заказ, наряды. Только потом, с 1964 года начали появляться модовые группы.

Впервые в истории английских молодежных движений происходит то, что представители молодежной культуры начинают браться за музыкальные инструменты, так как тедди бои и рокеры не ставили себе такой задачи. Создавать музыку.

А тут впервые происходит соединение тех, кто слушает музыку и тех, кто создает музыку в рамках общего движения. Это отчасти было связано с тем, что подкатило поколение освобожденных от воинской повинности и от некоторых других условностей, многие представители которых учились в Red (?) колледжах. Которые дали очень много модов высшего разбора и не обязательно было выражать себя в музыке, но в то время это был самый очевидный способ самовыражения для человека, который чувствовал в себе творческие силы.

В 50-х это было еще сложновато, а в 60-е дни легче. Моды начали слушать музыку произведенную в Британии, конечно не со Small Faces и Birds, они слушали местные ритм-н-блюзовые группы, Алексиса Корнера, а уже потом пришли люди, которые через собственное восприятие, опыт воспроизводить, преображать эту музыку в то, что стало звуком модов.

Моды отличались тем, что в обычное время их невозможно было определить, они ходили на работу, служили клерками, подавали чай. Делали не сложную работу на которую способен юноша 17-18 лет, который не получил или только получает специальное образование. Они были чисто и аккуратно одеты, сами они конечно друг друга отличали в толпе, но средний человек старшего возраста просто считал, что это очень аккуратно подстриженный, очень тщательно причесанный, выбритый и наглаженный человек.

О том, что моды могут представлять какую-то опасность для общества заговорили только в 1964 году, но насколько это было надумано или реально, после столкновений на британских курортах, вопрос сложный.

До 1962 года о существовании модов, которые еще так сами себя не называли, вообще в Британии практически никто не знал. Потому что это была даже не элитная группа, а отдельные личности, которые сами зачастую этого не подозревая могли быть объединены на основе своих увлечений, стилем одежды, музыки и не выражавшихся внешне характерными чертами.

В 1962 году, в английском издании Town появилась большая статья посвященная как раз молодежи, которая зарабатывала достаточно, что бы тратить это на одежду и тогда прозвучало слово «моды» и что-то было сквозь упомянуто о музыке, которую они слушают и уже после этой статьи начали все больше и больше примыкать (к тому, что начинало становится движением модов) молодых людей из немножко других кругов, чем первоначальных – модернистских. Это уже была публика попроще.

Тогда уже начали носить не только сшитые на заказ костюмы, это начало постепенно отходить. Изменилась одежда модов. Хотя говорить об этом сложно так как в те времена мода менялась каждую неделю и по воспоминаниям того же Ричарда Барнса, однокурсника Таунсенда по колледжу и мода в те года, по его воспоминаниям: «Если два раза на одной неделе тебя видели в одном пиджаке или свитере, то это был конец тебя, как уважаемой личности».

И это важное отличие потому что если рокеры в 1964 году одевались также как Марлон Брандо одевался еще в 1953 году и не меняли свою одежду, то моды следовали до конца своему модернизму.

И столкновение между модами и рокерами, это столкновение между консервативным направление и модернистским.

Скутеры были характерной чертой по которой можно было отличить не всякого мода, были моды, которые передвигались исключительно на автомобилях, были группировки, так называемых хард модов, которые фактически были аналогами фирм современных футбольных фанатов, у них была страсть не к футболу, а к одежде определенного стиля. Они точно так же группировались, они точно также дрались друг с другом. Они точно также объединялись с соседними фирмами и ходили бить тех же рокеров, при этом скутеры они просто не приносили.

У многих модов просто не было денег для того, что бы заиметь скутер, если вспомнить персонажа, который разъезжает на скутере в фильме «Квадрофения», то там на таком шикарном скутере он один, правда в конце оказывается, что этот парень работает на побегушках в отеле, но это уже художественный прием.

А, собственно говоря, та фракция, которая ездила на скутерах и это всего лишь одна часть движения модов, они так и назывались скутер-моды.

И вот именно эти моды носили парки, плащи военного типа, которые имели совершенно определенное утилитарное значение, поскольку одежда мода должна была содержатся в идеальном порядке, она должна была быть чистейшей, выглаженной, в любом случае не заляпанной дорожной грязью, парк ее просто закрывал от этой грязи.

В те годы, в начале 60-х, как вспоминает Эрис Джек, ни один мод кто хотел считать себя настоящим модом, не позволил бы себе что-нибудь нашить на парку, название какой-то группы, о группах вообще еще речь не шла, интересовались пластинками и тем более не таргетами, таргеты пошли из арт-коллекций, они пошли от того, что тот же Таунсенд и некоторые его современники, (художественно артистически настроены, они естественно имели доступ к большим библиотекам). К альбомам поп-арта, это их интересовало.

И многие визуальные образы, которые потом начали ассоциироваться с модами, не имеют к ним прямого отношения, это то во что одеты те же the Who конца 1965 года, эти британские флаги, таргеты, за которые несколько нет назад моды судились с министерством обороны Великобритании и ВВС не доказало своего исключительного права на обладание этим символом. Все эти яркие черты – это уже поп-арт, это когда настроенные группы начали превращаться в психоделик-шоу группы, в поп-мод группы, начали отходить, постепенно превращаться в людей, которые играют рок музыку, как об этом презрительно говорили моды, которые продолжали оставаться таковыми.

И несмотря на то, что английские панки от всего открещивались, говоря, что до них ничего подобного не было, они очень много взяли у таких групп как Birds, Small Faces. Вот этот сердитый резкий звук был пожалуй панк роком 60-х годов.

Где-то в 1964 году подлинное движение модов начинает выдыхаться, потому что его щедро размазали по страницам прессы, когда в 1964 году о модах заговорили даже The Beatles, если вспомнить фильм «Hard Days a Night» классическая цитата Ринго, когда у него спрашивают: «Вы мод или рокер?», он отвечает: «Я мокер». У того же Ричарда Барнса мокеры всплывают в его книге посвященной модам, как одна из фракций модов, люди, которые сознательно носили одежду и придерживались комбинированного стиля мода и рокеров.

И в 1964 году, когда на банковские праздники выбрались. В больших количествах, моды на скутерах и из своих северных холодных городов, рокеры на мотоциклах, которые в принципе никогда не встречалась. У них были разные среды обитания. Рокеры в массе своей были из северных рабочих городов, из того же Бирмингема, Ливерпуля. А моды, в основном, кучковались вокруг лондонского ритм-н-блюзового сосредоточия, центра всей культурной жизни.

И там они встретились, произошли первые драки, столкновения и была очень агрессивная реакция властей и слишком много писали в прессе, и на следующие праздники приехали уже толпы людей, просто на это посмотреть. Как одни ненормальные люди пляжными шезлонгами бьют лица другим ненормальным людям, которые по другому одеваются, люди приезжают туда как в цирк и соответственно туда приехало огромное количество прессы.

Все это снималось, все это подавалось в соответствующей высокопарной манере, и тогда к модам и рокерам начали примыкать люди, которые не интересовались ни музыкой, которую слушали моды, ни всей философией. И с этого момента движение начало разваливаться.

Моды и вправду были первым молодежным движением, которое оставило музыкальное наследие, в частности группу Creation, в которую перебрался Ким Гарднер из Birds, после того как они развалились, и Вуд. Правда Creation просуществовали в таком составе не долго, и свои лучшие работы сделали в своем классическом составе, еще до Гарднера и Вуда.

Но Creation группа другого толка, тот самый Эдди Филипс, он например пионер играния смычком на гитаре и они уже, несмотря на то что, сохраняли черты жесткого и небрежного ритм-н-блюза, зацепили поп-арт, уже по другому играли.

Интересно, что когда в 70-х годах начал зарождаться панк и были люди, которые имели отношение к стилю панк, среди них было много старых модов потому, что панк явился ультрасовременным стилем каким в 60-е был мод, и на какое-то время для панка было также важно выглядеть ультрасовременно, как и для модов.

И панки довели до максимума идею социального и музыкального сближения, идею, начатую когда-то модами…