a.music

Войти через uID
Главная » Статьи » » Эпоха бита [ Добавить статью ]

Рок 50-х годов, рок-н-ролл, рокабилли. Часть 1

Наиболее тиражным исполнителем этих жанров является Элвис Пресли, Литл Ричард (он же Ричард Пенниман), Карл Перкинс, Бадди Холли, Джерри Ли Льюис, но как ни странно, это лишь верхушка айсберга и было бы заблуждением считать набор из пяти, шести, десяти исполнителей, что это и есть вся рок-культура 50-х годов.

Причина этого кроется во многом. В частности Америка достаточно музыкальная страна, где всегда находилось большое количество людей, которые достаточно профессионально, умеючи играли, исполняли музыку и параллельно с этим в 50-е годы образовалось огромное количество лейблов, маленьких звукозаписывающих студий по всей Америке, практически во всех штатах и более-менее крупных городах.

Вообще в тот период основным музыкальным носителем был сингл на виниле, такая маленькая пластинка с одной песней на стороне А и второй песней на стороне B.

Для того, чтобы попасть в верхнюю часть хит-парада, да и вообще в хит-парад, кроме собственного таланта и умения нужно еще кое-что, нужно в нужное время оказаться в нужном месте, получить денег на раскрутку, плюс желание поменять свой собственный статус, выбраться «из», забраться «на» и так дальше. Далеко не все к этому стремились, далеко не все хотели рвать социальные и родственные связи. Каждый имел право выбрать. Записывать ему ту музыку, какую он хотел, либо идти пытаться прорваться вверх с неизвестными последствиями.

И по всему от многих этих исполнителей, кроме честного имени и пары тройки вещей, ничего не осталось. Так ничего кроме имени и одной песни записанной, в 1958 году,  на небольшой студии в Лос-Анджелесе, ничего не осталось от Джонни Найта, кроме его вещи Rock-n-Roll Guitar.

Рабочие и вполне себе бездельничающая молодежь любила коротать вечера в небольших местных клубах, они же питейные заведения, они же бары, рестораны, где регулярно выступали местные группы, заезжие из соседних штатов, а в перерывах между всем этим действием всегда работал музыкальный автомат Jukebox, который, в общем-то, и был основным потребителем всяких синглов, которые издавались на звукозаписывающих лейблах.

Jukebox был набит последними новейшими или просто маленькими пластинками - синглами. И каждый присутствующий мог вполне изъявить свой выбор, бросив маленькую пятицентовую монетку – никель, (так она называлась на разговорном американском языке), и заказать музыку на свой вкус.

Тогда даже на сингл не каждый человек имел желание раскошеливаться, не говоря уже о больших форматах, как LP, это было очень высокобюджетное занятие, ведь если можно придти и послушать свежий сингл бросив монетку в Jukebox, почему нет.

Кроме того в каждом более, менее крупном городе, и в каждом штате была своя радиостанция. Которая с удовольствием вещала родные группы, и также группы из соседних штатов.

Вообще передавать музыкальные записи по радио стало возможно именно в 50-е годы, потому, что до этого в 20-е, 30-е, 40-е годы по молчаливому или не молчаливому согласию звукозаписывающих компаний, это было не принято потому, что таким образом боялись подорвать уровень сбыта музыки. Поэтому в 20-40 годах на радио практиковались только живые выступления или это была радио трансляция какого-нибудь шоу из какого-нибудь концертного зала.

Но в 50-е годы эта традиция была нарушена, тем не менее замечательная традиция живых выступлений на радио не была похоронена, естественно, что на местных радиостанциях выступали постоянно и живьем группы и, соответственно, (это были группы не Элвиса Пресли и не Билла Хэйли), это были местные профессионально выступающие группы.

В каждом штате было от нескольких десятков, до нескольких сот лейблов, ну естественно, самым крупным, в этом смысле, был штат Калифорния. Это была целая звукозаписывающая фабрика, огромная, там было больше 300 лейблов, многие были подчинены крупным звукозаписывающим компаниям, некоторые были вполне самостоятельными, а общее количество групп записывающихся исполнителей в те годы оценивается очень не точно и цифры колеблются где-то между 10 и 15 тысячью групп и исполнителей.

Например, в штате Индиана было порядком 46 лейблов, небольших и половина из них находилась в столице штата – Индианаполисе.

Например, что мог услышать, придя в «Хонки-Тонк» – небольшой кабачок, человек из 1959 года бросив свой никель в Jukebox?

Ну, наверняка, это был Теннесси Томпсон с вещью Slippin and Slidin, биографическая информация о котором просто не сохранилась.

У маленького вертлявого негритенка играющего на пианино была вещь под названием Slippin and Slidin, этим негритенком был Литл Ричард. Как пел Джонни Найт в Rock-n-Roll Guitar: «Когда я слышу звук рок-н-ролл гитары я начинаю рубится как чувак с марса». Из чего некоторые сделали вывод, что происхождение рок-н-ролла инопланетное. Но для тех, кто не верит в инопланетян можно обратится к истории.

История, конечно же лежит в музыке под названием блюз, и тут нужно разрушить стереотип о том, что блюз – это негритянская музыкальная культура, это не правда.

Этот вымысел, возможно, родился в период борьбы с дискриминацией и шовинизмом.

Изучив блюзовую музыку 20, начала 30-х годов можно придти к выводу, что было много исполнителей белых, которые исполняли сельский блюз и большинство составителей сборников блюза смешивают исполнителей без разбору, все вперемешку, белых и черных.

И только открыв буклет и полистав, посмотрев на фотографии, можно понять, кто из них белый, а кто из них черный потому, что музыка одна и та же.

Некоторых даже нельзя идентифицировать, потому что не сохранилось ни фотографии, ни заметок.

А по поводу белой части блюза можно сказать, что это и есть музыка кантри в первоисточнике, которая ныне является одной из наиболее популярных жанров в поп музыке, а тогда это было самое начало. И правильнее эту музыку называть хиллбилли.

Хиллбилли группы того периода, это как правило небольшой, три-пять человек, струнный ансамбль. Инструменты: гитара, скрипка, банджо, мандолина. В период мировой войны, до нее и после, США приняли достаточно большой поток эмигрантов из восточной и центральной Европы, ну естественно, что обогащалась и музыкальная культура, в обиход вошли такие инструменты как аккордеон, традиционные для Австрии и Германии, вокальная манера исполнения, известное как тирольское пение, стало называться йодль. Кроме того влиянию подверглась музыка со стороны гавайской музыкальной традиции, в 20-е годы пришла гавайская стил-гитара и осталась, в большинстве случаев в качестве солирующего инструмента. В 30-е годы она электрифицировалась и стала называться лэп-стил, большинство оставшихся в живых маленьких групп обзавелись контрабасом, достаточно дорогим на тот момент инструментом, научились на нем хорошо играть. И эта музыка хиллбилли достигла своего пика и кульминации развития именно в середине 50-х годов.

Барабанная установка приживалась тяжело, в силу особенности жанра, в силу дороговизны установки, также она была очень тяжелой. И если послушать классику хиллбилли, того же Элвиса Пресли 1954 года, никаких ударных нет.

До чего дошел хиллбилли можно услышать из вещи Малкольма Эллингтона, записанной на Sun Records в 1955 году, Drinking Vines, где соло сыграно на лэп-стил, электрифицированной гавайской стил-гитаре, которая заняла прочное место, как соло инструмент и давала пронзительный звук, который невозможно повторить на другом инструменте, если попробовать повторить это на слайд-гитаре, то получится более грубый звук. Сейчас лэп-стил снова входит в моду и так прочно пошла в кантри, что совсем не ассоциируется с Гавайями.

Вообще по этим песням можно изучать американский сленг того и нынешнего времени. Например, в песне Drinking Vines, есть строчки: «I’ve got in icle, you’ve get a dying. Lets get together bug is some vine».

«Если у меня есть пять центов, у тебя должно найтись десять, давай купим вина вместе».

Вторая мировая война начала стирать грани между черной и белой культурой, ударила по предрассудкам. Белый блюз стал хиллбилли, черный блюз стал ритм-н-блюзом, хотя четких границ нет потому, что был и белый ритм-н-блюз и был целый пласт культуры под названием вестерн-свинг, это такая помесь свинга и хиллбилли буги.

И тем не менее направления разошлись, и, после войны, они начали сходиться, в такую интересную музыку, которая в будущем должна стать рок-н-роллом, а на тот период она называлась просто cats music, музыка для чуваков. А уже в середине 50-х годов ритм-н-блюз дал то, что ныне называется рок-н-ролл и хиллбилли, хиллбилли музыка дала то, что называется рокабилли. Все эти понятия достаточно условны, но в разных вещах разница все же слышна.

В те времена каждый, маленький или большой городок, каждый штат, превратился в котел по переплавке музыки, черных, белых культур и одним из таких городков, знаменитый в последствии, стал Мемфис, штат Теннесси.

Мемфис вообще такой древний город в Египте, но его уже давно никто не помнит. Все знают Мемфис в Теннесси. И в городе Мемфисе, в одной семье было два сына, один старший, другой младший. Дорси 1932 года рождения, Джонни 1934 года.


Джонни Бернет


Семья Бернетов была музыкальной семьей, отец играл на разных музыкальных инструментах, на скрипке, на гитаре, на банджо и с малых лет хотел приучить к этому же делу сыновей. Сыновья к тому же росли хулиганистыми, задиристыми, в общем-то в этом нет ничего ненормального, дальше все это вылилось в полупрофессиональное занятие боксом, а отец не оставлял надежду, научить их музыкальному делу. Купил им по гитаре, ну, естественно они их разбили о головы друг друга. Отец купил им новые. После школы они работали на Crown Electric, где одно время шоферил застенчивый юноша по имени Элвис, дальше Элвис пошел в музыку, они на это дело посмотрели и решили, «чем мы хуже».

Они поехали в 1956 году в Нью-Йорк, как водится, там прошли прослушивание и сразу понравились, на сцене хорошо держались, музыка их была актуальна, и получили сразу несколько контрактов на выступление в теле-радио шоу. Посыпались предложения от Capitol, ABC, RCA, понравилось наиболее предложение от компании Coral. Это была маленькая студия в Нью-Йорке входившая в состав могучей Decca.

И на этой самой Decca они записали в 1956 году, начале 1957 более 20 вещей, которых потом хватило на 2 полноценных альбома.

Состав был такой: Джонни Бернет – акустическая гитара, вокал, Дорси Бернет – контрабас, тренер по боксу познакомил их с таким уже с гитаристом – Пол Берлесон, у него уже были свои инструменты, электрический фендер телекастер, он тоже был боксером. Они пользовались сессионным барабанщиком, так как своего у них не было, одно время у них играл на ударных Тони Осин, один из многочисленных кузенов Карла Перкинса.

И Johnny Burnette and the Rock 'n Roll Trio записали на Coral - Honey Hush.




Источник:
Категория: Эпоха бита | Добавил: Dreamy_Owl (18.02.2013) | Автор:  
Просмотров: 1265 | Комментарии: 0 | Теги: статьи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]