a.music

Войти через uID
Главная » Статьи » » Вступление рок-гитары [ Добавить статью ]

История возникновения и совершенствования рок-гитар I. Часть 1

Суть этого рассказа проследить как до эпохи кантри, джаза и блюза возник звук рок-гитары. Но поскольку есть несколько ограничений, как объем книги, наличие материала и субъективного мнения. То здесь будет изложено следующее мнение.

В свое время гитара была второстепенным инструментом, ее использовали может как ритм-гитару и вдруг нашлись люди, которые стали делать ее солирующей. Блюзмены всегда выделяли гитару, так как были очень богаты и еще они не могли таскать за собой пианино. Еще гитары использовались в джазе наравне с духовыми, это можно назвать неким прародителем рока.

Чарли Крисчен, игравший в основном составе Бенни Гудмена гитаристом, одним из первых разглядел возможности усиленной гитары, гитары со звукоснимателями и усилителями. А также он первым открыл тянущуюся ноту из гитары, именно отсюда и пошло все безобразие, которое называют роком.

Вообще Чарли Крисчен сменил в составе одной группа своего старшего друга и где-то учителя, которого звали Ти-Бон Уолкер, и про которого пишут, что именно он был первым человеком, который играл на гитаре со звукоснимателем.

А они были друзья и в какой-то мере Ти-Бон учил Кричмена играть на гитаре.

Они оба родились в 1916 году и дружили с детства, так что проверить, кто кого учил, не представляется возможным.

Рок – это дитя блюза и племянник для джаза. Поэтому надо начать с влияния Роберта Джонсона на блюз рок.

У Роберта Джонсона учились многие, в том числе и Пейдж.

Запись Terraplane Blues Роберт записал в гостинице, оборудованной под студию, это было в 1936 году за 18 лет до рождения понятия рок.

Когда молодые друзья по имени Кит Ричардс и Брайан Джонс слушали вышеозначенную пластинку, ее поставил Брайан и сказал: «Послушай хорошую музыку, тебе может понравится», Кит слушал и говорил: «Здорово как, слушай, а кто это играет на второй гитаре?». Брайан говорит: «Ну, как это, написано Роберт Джонсон». Кит говорит: «Нет, я понимаю, что Джонсон, а на второй-то гитаре кто играет?».

Его поразила техника игры при исполнении.

В песне Джонсон, возможно, использует bottom type, он одновременно ведет басовую линию и играет аккорды. Он играет очень тяжело, какого эффекта в будущем будут добиваться рок-гитаристы, играя на электрогитарах с перегрузом.

Джанго Рейнхардт в вещи St. Louis Blues объединил блюз, джаз и кантри, записана она была в 1935 году.

Если в первой вещи Джонсона, акустическая гитара предстала перед всеми в тяжелой ипостаси, то в St. Louis Blues Джанго представил ее совсем в другом виде. Это прежде всего виртуозное соло. Это другой элемент исполнительства, который позже станет одной из главных частей рок-музыки. Что касается технических элементов исполнения Рейнхардта, это акустическая гитара и некоторые приемы, характерные для акустической гитары, для испанской музыки, для цыганской и они так и остались в сфере акустической гитары. А наряду с этим другие приемы, которые он использует, вошли в арсенал рок-исполнителей и используются до сих пор.

Теперь от акустической гитары переходим к электрической, и в разных энциклопедиях написаны разные данные, кто впервые начал играть на электрической гитаре. Но здесь еще может быть вопрос, что считать электрической гитарой, потому что еще чуть ли не в конце 20-х пытались запихивать микрофон внутрь акустической гитары. А в 1936 году уже существовала электро-бас гитара, правда она выглядел не так как у Лео Фендера.


Лео Фендер


Конечно, микрофон засунутый в акустическую гитару нельзя было назвать электрогитарой, к тому же иногда, когда микрофон соприкасался с животом некоторых блюзменов, он транслировал все звуки происходившие у них в желудке.

Что же касается электрической гитары, то было два друга это Ти-Бон Уолкер и Чарли Крисчен. Ти-Бон был одним из самых приджазованных блюзменов, наряду может с Рони Джонсоном, играть на электрогитаре он начал в конце 30-х. Уже тогда можно было услышать звук электрогитары с перегрузом и блюзовые ходы, перешедшие в рок.

Человека, который придумал одну из электрогитар, звали Лес Пол, он ее придумал, создал и долгое время играл на ней джаз и кантри. Даже если бы он никогда не играл ничего похожего на рок, лишь за то, что он создал эту гитару он остался бы фундаментальным.


Лес Пол


Вообще ни один разговор о рок-гитарах не может обойтись без Лес Пола, это такая легендарная вещь, что только Fender Stratocaster может стоять рядом.

Лес Пол создал не только электрогитару, но и подорожечную аудиозапись, что произвело революцию в аудиозаписи. Можно было записывать инструменты наложением, что для рока сыграло не меньшую роль.

Ти-Бон Уолкер и Чарли Пэттон были первыми музыкантами, которые придали визуальную составляющую, то, чем отличается рок, то есть когда гитарист начинает скакать по сцене, закидывает гитару за голову и все такое, все это придумал не Хендрикс.

Однажды, когда Джанго Рейнхардт переезжал в кибитке, в которой он ехал, он был цыган, кибитка загорелась и он очень сильно повредил левую руку. И настолько сильно повредил, что не смог брать аккорды обычным образом, зажимая баре, и поэтому придумал способ игры, когда аккорд берется таким образом, что пропускается пятая ступень, берутся первая, третья, седьмая ступень и есть даже одна из самых известных фотографий Джанго, где он сидит с гитарой и таким образом держит аккорд. Также Джанго говорил, что на него повлиял Лес Пол.

Игра с медиатором вещь бесспорная, но не всегда, кто-то играл без него, как Джефф Бек, так и Марк Нопфлер. И есть еще один человек, который тоже всегда играл пальцами, причем играл на электрогитаре. Играл он, в основном, сначала, на электрогитаре марки «Gretsch», которая так и называлась его именем, а впоследствии, когда Гретч продал свою фирму, этот человек расстроился и стал рекламировать полуакустику «Gibson», звали этого человека Чэт Эткинс и это еще одна часть рок-н-ролла, потому что Чэт Эткинс, это, наверно, самый знаменитый в истории кантри гитарист.


«Gretsch»


Он записывался наряду со Скоттом Муром, как аккомпаниатор Элвиса Пресли и этим напрямую проложил дорожку к рок-н-роллу.

Чэт Эткинс умер в 2001 году, в последнее время 70-80-х он больше играл джаз, чем кантри и на него обижались приверженцы кантри музыки.

Первый шаг к возникновению рок-н-ролла, хотя трудно отличить начало рок-н-ролла от позднего ритм-н-блюза, то есть по началу рок-н-роллом просто называли исполненный белыми музыкантами ритм-н-блюз, а первые люди, благодаря которым возник рок-н-ролл были блюзмены и здесь на ум приходят два имени, (те люди, которые в самом начале своего занятия музыкой играли блюз, а потом прославились как рок-н-рольщики), это Чак Берри и Бо Диддли.

Во всяких энциклопедиях Чак Берри входит как лучший гитарист всех времен. Он придумал много ходов, которые были многократно растиражированы другими гитаристами, тоже касается шоу на концертах.

Но вещи Чэта Эткинса носили балладный отголосок в роке, такие какие играли Shadows и вообще в 60-х годах, а Чак Берри проложил несколько иную.

Известно, что у Чака Берри была масса не ладов с законом и что он, впоследствии сидел, у него были проблемы с налогами и наркотиками.

Начальный период деятельности Берри малоизвестен, но его открыл и вдохновил Мадди Уотерса, который говорил ему двигать в Чикаго, и поначалу он играл блюз.

Технически же Чак Берри уступает Лес Полу и Чэту Эткинсу, но он был более драйвовым и как раз такое сочетание, отсутствие технической, композиционной изощренности, (так как 20 вещей у него начинаются одним тактом), то есть святая простота с драйвом, это был уже рок.

Рок вещь, по сравнению с джазом, уступает последнему и в технике и в сложности каких-то композиционных форм гармоничности, но, тем не менее, имеет свой неповторимый сногсшибательный драйв.

А дальше никакой разговор о рок-н-ролле невозможен без Элвиса Пресли и соответственно, его основного гитариста, которого звали Скотт Мур.

У Скотта Мура было тоже взято много фишек и Пейдж учился играть снимая Baby Let's Play House, он просто сел заморочился, пока не снял, ему было 12-14 лет. И дальше Led Zeppelin играли много рок-н-роллов, особенно в Мерле (Мэриленд), когда играли How to Love по 40 минут.

Любой музыкант пытается прежде всего добиться звука, это как тембр голоса, и прежде всего музыканты добиваются приятного звука и Скотти Мур именно в этой области выдающийся гитарист, можно спорить по поводу техники игры, еще чего-то или что он как и Чак Берри может повторятся, но по звуку его всегда можно отличить.

Разница между гитарой «Лес Пол» и «Стратакастер», «Стратакастер» делал Лео Фендер, у них есть разность звучания, разная электроника и гриф, у «Фендера» плоский гриф. А у «Лес Пола» он имеет некоторую дугу, также стоят немного шире струны, соответственно немного разное звукоизвлечение, разные звукосниматели. Как говорил Пейдж: «Если вы включаете «Лес Пол» в усилитель, то вы получаете настоящий лесполовский звук».

То. Что вы слышите на концертах Led Zeppelin 1973 года. Классический узнаваемый звук, в тоже время, если вы слушаете Ричи Блэкмора, его трудно представить с «Гибсоном», совершенно другое звучание.

Если говорить о рок-н-рольных гитаристах, то нельзя обойти вниманием Эдди Кокрана, из всех вышеперечисленных гитаристов он обладает наиболее жестким, роковым звучанием и если делать переход от Элвиса, то рассказывают, что Элвис говорил, что «если кто и может утащить у меня корону рок-н-ролла, то это Эдди Кокран».


Эдди Кокран




Источник:
Категория: Вступление рок-гитары | Добавил: Dreamy_Owl (10.02.2013) | Автор:  
Просмотров: 765 | Комментарии: 0 | Теги: статьи | Рейтинг: 2.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]